Домой Новости Хроники ХХ Съезда: приветствия, напутствия, отчеты и Совет

Хроники ХХ Съезда: приветствия, напутствия, отчеты и Совет

81
0


Хроники ХХ Съезда:  приветствия, напутствия, отчеты и Совет

ХХ Всероссийский Съезд строительных саморегулируемых организаций, в отличие от ХХ Съезда КПСС в 1956 году, на котором к ужасу многих коммунистов, был разоблачен «культ личности» и впервые публично названы кровавые злодеяния сталинизма, прошел 14 сентября 2021 года торжественно, достойно и гладко – культа в НОСТРОЙ нет, а личностей собрался полный зал в гостинице «Славянская» в Москве.

После годовой разлуки, ковидных ограничений и активного строительного сезона на Съезд собрались руководители более, чем 80% СРОР, входящих в НОСТРОЙ – 209 из 225. Также было немало представителей от СРО с правом совещательного голоса, а присутствие на Съезде, помимо руководителей НОСТРОЙ,  министра строительства и ЖКХ России Ирека Файзуллина, депутатов Госдумы и сенаторов Совета Федерации привлекло внимание большого количества СМИ.  Так что некоторые высказывания власть предержащих уже разобраны на цитаты.

Первая часть Съезда с приветствиями и награждениями заняла почти два часа и по праву была названа президентом НОСТРОЙ Антоном Глушковым пленарным заседанием. Если обобщить все выступления высоких гостей, на этом заседании были подведены некоторые итоги 2020-2021 годов в области строительства и очерчены перспективы строительного комплекса на ближайшие годы. Однако очень многие проблемы и узкие места остались не то что не обсужденными, а просто забытыми – а жаль, поскольку именно они будут влиять на отрасль и ее развитие.

Глава Минстроя Ирек Файзуллин  уверен, что строительная отрасль развивается достаточно успешно: сейчас действует более 225 тысяч строительных госконтрактов всех уровней – и это не говоря о коммерческом строительстве. В 2020 году отрасль заплатила в бюджет более 4 трлн рублей налогов, т.е. около 10% бюджета сформировано за счет строителей. Главная проблема последнего времени – стремительный рост стоимости материалов и услуг, однако постановление правительства позволит его скомпенсировать хотя бы для бюджетных строек. Отметим, что при этом «за кадром» у министра остались те факты, что каждый второй строительный госконтракт срывается из-за отсутствия желающих его взять именно по причине невыгодности и опасности, а рост цен на стройматериалы уже вызвал удорожание жилья более, чем на 30% — но оно-то как раз будет скомпенсировано за счет тех 15% граждан России, которые пока еще могут позволить себе покупать жилье. Механизмы, кроме ипотеки, практически не предлагаются, а такая малость как падение реальных доходов населения шестой год подряд, строителей пока мало интересует. Как и тот факт, что количество обманутых дольщиков – читай, граждан, которые вложились в жилье, а застройщик разорился, — не уменьшается, несмотря на активную достройку проблемных объектов.  Да и 3,5 тысячи строительных компаний, которые банкротятся каждый год, тоже прошли мимо внимания министра, гостей и делегатов Съезда.

Еще одна радость: по словам министра, начала решаться проблема с ввозом строительных рабочих, нехватка которых составляет около 3 млн человек,  – пока из Узбекистана, а там и остальные страны Центральной Азии подтянутся. Правда, неясно, почему нельзя привозить тех же рабочих целевым образом с Северного Кавказа, где 30% безработица и мало  заказов для строительных компаний. Да и с занятостью в регионах Центральной России тоже далеко не все хорошо. Однако наши чиновники и застройщики предпочитают многоходовые схемы завоза иностранной рабочей силы и в принципе не обсуждают, почему россияне не идут на стройки в крупных городах, хотя средняя зарплата в регионах едва достигает 20-25 тысяч рублей. Увы, ни слова по этому поводу не прозвучало и на Съезде НОСТРОЙ, который, кстати говоря, является еще и объединением работодателей – может быть, пора заняться реальным формированием реальных зарплат строителей, а также условиями их труда и быта? Это будет явно проще, чем формирование «мигрантских» поездов из Узбекистана, тем более, что российские стройки перестали быть привлекательными для рабочих из Центральной Азии: у них и дома экономика растет, а рядом с более выгодными условиями Казахстан и даже Монголия.

Что касается развития России, то по словам Ирека Файзуллина, градостроительный потенциал уже сейчас составляет 700 млн кв. м жилья, а на развитие инфраструктуры и выпуск инфраструктурных облигаций правительство выделяет 500 миллиардов рублей. НО! Буквально накануне было заявлено, что эти деньги пойдут на развитие агломераций – новой светлой идеи нынешнего правительства. То есть, инженерная инфраструктура будет по-прежнему развиваться в больших городах и богатых регионах, а те 900 городов и 24 региона России, в которых строительство остановилось полностью, могут и дальше латать дырявые трубы, ездить по разбитым дорогам и объявлять 100-летние ветхие дома пригодными для жизни. С учетом того, что на Съезд собрались представители стройкомплекса более 70 регионов России, эта проблема могла бы быть поднята, но этого не случилось.

И последний тренд, способный оздоровить отрасль, — переход на цифровизацию и технологии информационного моделирования. Понятно, почему это требование введено для бюджетных объектов: государство хочет прозрачности всех процедур в стройке, эффективного расходования средств и понимания, куда и как расходуются средства налогоплательщиков. ТИМ-модель – это абсолютно прозрачная сущность, в которой взятки,  откаты и воровство попросту не запрограммированы – нет таких позиций в Классификаторе строительной информации. Однако понять, во что обойдется отрасли такое «опрозрачивание», как это может угрожать исполнению госконтрактов и строительству бюджетных объектов, скольких ТИМ-специалистов нужно подготовить в ближайшие год-два – а это отнюдь не граждане сопредельных государств – и какая зарплата в строительных компаниях может быть для них привлекательной, хотелось бы уже сейчас. Однако эти цифры также остались за пределами внимания высоких гостей Съезда.

Очевидно, что НОСТРОЙ, будучи крупнейшим строительным отраслевым объединением, вполне в курсе всех этих проблем – они частично нашли отражение в докладе президента НОСТРОя Антона Глушкова, однако очень хотелось бы услышать эти цифры именно от чиновников, готовых обсуждать глобальные проблемы отрасли с ее представителями – и решать их.

СРО, отсаморегулируйте себя сами…

Очевидно, что ключевым моментом всего съезда должно было стать обсуждение стратегии и перспектив развития собственно системы саморегулирования строительной отрасли. После реформы 2017 года и глобальной перетряски большинства строительных СРО прошло уже 4 года, более 50 СРО канули в Лету, еще около 40 перманентно общаются с Ростехнадзором на предмет нехватки компенсационных фондов из-за утраты его в обанкротившихся банках, однако сама система, судя по всему,  вышла на определенное плато и пребывает в благожелательном успокоении.

Правда, некоторым диссонансом позвучали на Съезде НОСТРОя слова зампреда Комитета Государственной Думы по жилищному строительству и ЖКХ Сергея Пахомова о том, что законодатели могут вернуться к вопросу ответственности СРО за своих членов. «Если отрасль не в состоянии отрегулировать себя сама, власть будет вынуждена принять более жесткие меры для защиты прав граждан», — заявил Пахомов, имея в виду, скорее всего обманутых дольщиков, которые в юрисдикцию СРО не попадают. Однако сам факт такого высказывания говорит о том, что законодатели не забыли о своем желании сделать СРО ответственными и за долевое строительство жилья.

Конечно, не может не радовать высказывание статс-секретаря Ростехнадзора Александра Демина, что институт СРО состоялся, и все детские болезни роста остались позади. За 12 лет создан механизм обеспечения ответственности участников строительства, а НОСТРОЙ стал той площадкой, на которой вырабатываются ключевые решения и предложения. Однако и А.Демин признал, что саморегулирование вышло на новый этап, и требования к этой системе будут меняться. Правда, не уточнил, как именно.

Нужно сказать, что НОСТРОЙ все эти годы активно ищет новые направления для развития. И если на первых этапах это было становление системы стандартизации и техническое регулирование, а также вопросы подготовки кадров, то в последние годы это развитие цифровых инструментов для контроля за компаниями-членами СРО, защита интересов профессиональных участников рынка, учет особенностей торгов по строительным госконтрактам и опять-таки кадры, но уже на совсем другом уровне.

Сейчас деятельность НОСТРОя как представителя интересов строительной отрасли сместилась в плоскость ценообразования и поддержки строительных компаний все возможными способами: от выдачи займов из компенсационных фондов СРО до совместной работы с Главгосэкспертизой над новыми сметными нормами и индексами. Можно сколько угодно рассуждать относятся ли такие действия к «уставной деятельности НОСТРОЙ», но если в результате всей этой работы не сорваны  контракты почти на 35 млрд рублей и выплачены зарплаты 30 тысячам строителей, то это и есть представление интересов стройотрасли. А постановление правительства о компенсации роста цен на стройматериалы для госконтрактов – это полностью заслуга НОСТРОя и результат его активной работы с Минстроем России и правительством РФ.

Новые направления деятельности, которые прозвучали в докладе президента НОСТРОя Антона Глушкова, — это формирование рейтинга деловой репутации компаний-членов СРО, и развитие системы независимой оценки квалификации. Рейтинг будет востребован при проведении конкурсов и торгов на государственные контракты, а реальная оценка квалификации тех инженеров, которые отвечают за качество и безопасность строительства, позволит правильно оценить уровень профессионализма и специализации каждой конкретной строительной компании.

Кроме того, пересматривается работа НОСТРОЙ в области стандартизации и технического регулирования – в последние два года она заметно активизировалась, ног пятилетний провал привел к тому, что мнотгие СТО НОСТРОЙ не обновлялись с 2011 года и сейчас нуждаются в срочной актуализации. При этом еще в конце 2019 года было решено провести анализ на предмет актуальности и необходимости всех СТО НОСТРОЙ, с тем, чтобы выбрать лучшие для дальнейшей работы. Пока итоги этого анализа нигде не озвучены, но средства в бюджете НОСТРОя заложены, и судя по всему, актуализация ключевых СТО НОСТРОЙ идет. А ряд стандартов НОСТРОя стали основой для разработки новых Сводов правил и нацстандартов.

На всю эту работу и будет тратиться 600-миллионный бюджет НОСТРОЙ и усилия 120 высокопрофессиональных сотрудников его дирекции, тем более, что на ее содержание уходит около 47% бюджета Нацобъединения. А все основные решения по-прежнему будет принимать Совет НОСТРОЙ, в который на этом Съезде вошел один новый член и переутвердился один старый: Антон Мороз не только сохранил за собой членство в Совете, но уже от другой СРО, но и пост  вице-президента НОСТРОЙ.

Так что в целом и НОСТРОЙ, и система саморегулирования уверенно смотрят в будущее. Лишь бы это будущее было у самого строительного комплекса России.

Лариса Поршнева

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь